АРМЯНСКОЕ БЕЗВРЕМЕНЬЕ, НЕВЗГОДЫ И НАДЕЖДЫ (часть 2)
- Anna Zakharyan
- Dec 31, 2020
- 4 min read
(Позаботьтесь о средствах, а цель позаботится о себе сама.)
(Тезисы к проекту консолидации Диаспоры)
Продвижение христианской державы на юг ознаменовало новую эпоху на Армянском нагорье. Радужные перспективы избавления от осман были восприняты восторженно, а национальную идею заместило упование на единоверцев. Позитивный настрой располагал ко включению в Русское цивилизационное пространство, созиданию и содействию в укреплении её мощи. Проактивное участие в воинах, готовность к жертвам и непомерное число жизней, положенных на алтарь победы, в традициях союзнической историографии не принято было упоминать. Мы стали заложниками нами же созданной иллюзии братства. Нас же воспринимали тем снисходительней, чем более податливым и менее притязательным делалось наше национальное самосознание. Максима о вечных врагах и вечных друзьях постигалась суровой прозой жизни.
Несоответствие военного потенциала уровню угроз требовало мер по обеспечению оборонной достаточности Республики.Из такого представления, в известной степени, исходило Российское военное присутствие пост имперского периода. В более широком контексте, оно по преимуществу было обусловлено переплетением агрессивных векторов политических интересов в регионе. Партнёрские взаимоотношения со временем переформатировались в производную от приоритета доминирующей стороны. Активными соавторами такого дрейфа были перерожденцы во власти. Они так и не поняли сути своего положения. Нелегитимные и непомерно меркантильные, они не гнушались в выборе средств для оправдания смысла своего существования. В результате, факторы союзнического влияния всё более уподоблялись ресурсу, нивелирующему ресурсные факторы суверенитета Страны. Наши обязательства продолжали сохранять императивный характер, в то время как соблюдение интересов было обусловлено усмотрением союзника. Провоцировались фантомные боли и память потерь не столь далёкой истории отношений.
Реалии и рефлексии исторического пути, тем не менее, не поколебали приверженность межгосударственным договорённостям и добросовестного союзничества. При всём, при этом, общность интересов и верность обязательствам не может и не должна заслонять проблемы собственный истории. Выбор и ориентация на внешнюю силу состоятелен лишь тогда, когда исчерпывающе мобилизован собственный ресурс.
Безопасность исторического Очага, проблемы устойчивости и сбережения Армянского Рассеяния, в пороговых значениях, должны опираться на консолидированный потенциал самого народа. Без осознания значимости и единства интересов мы подрываем шансы Армянского мира на будущность. В продолжительном противостоянии и при существующей военно-политической диспозиции, Армении без Диаспоры не устоять. Потеря государственности станет точкой отсчёта неминуемого угасания Национального зарубежья.
В Армянском рассеянии сосредоточен кратно превышающий важнейший стратегический ресурс - человеческий капитал нации. Идея единения витала в этническом пространстве на протяжении всего последнего столетия. Однако, Диаспора так и не выказала способности к критическому осмыслению специфики собственной самоорганизации. По традиции она опирается на архаичные формы народовластия явочного, митингового свойства и осуществляется вне культуры делегированных полномочий. Статут, не заключающий реальных полномочий, базирующийся на размытые и поверхностные представления о критериях сообщества, по существу парализует потенциал общин и всего Национального зарубежья. Отсутствие механизмов воспроизводства собственной национальной культуры вело к беспрепятственной ассимиляции и отчуждению колоссальных пластов армянской этничности.
Отстранённость и устойчиво ограниченное представление об ответственности за сбережение и судьбу народа вне Отечества свидетельствовало о укоренившейся несостоятельности политической мысли в Национальном Государстве. Нет целостного представления о мировоззренческом образе Армянского мира. Мира, соединяющего воедино прошлое, настоящее и будущее, историческую перспективу трёх его составляющих – Национальное Государство, Рассеяние и Криптоармяне (предательски забытый сегмент нации).
Сохранение себя, как локальной части человечества в эпоху глобализации с новой силой поднимает вопрос идентитета. - Кто ты, и частью чего ты являешься? В национальной среде вновь актуализируется запрос на адекватный концепт собирания нации, новые возможности выражения национальной идеи.
Время, в которое мы живём, решительно отличается от совсем недавнего. На грани веков незаметно произошла радикальная смена Эпох. Не работает Международное право, как источник права. Актуализируются новые концепции государственности и форм гражданства. Происходит «диаспоризация» мира. Независимо от генеза и всевозможных трактовок сути перемен, сопутствующие процессы создают благоприятные предпосылки самоорганизации этнических и миграционных сообществ. Фатальную в прошлом удалённость, фрагментарность и дисперсный характер расселения в общинах нивелирует на порядок возросшая пространственная мобильность, возможности цифрового века, мгновенной передачи информации намеченной аудитории. Современные технологии привнесли актуальный инструментарий реализации принципа прямой демократии и организации социальных систем. Сегодня сообщества самоорганизуются и живут по законам коллективного мышления, когда обычные люди творят не хуже одарённых. Коллективный интеллект просто необходим для выживания и определения ключевых аспектов целеполагания.
Как протоценность, консолидация сама содержит фундаментальную мотивацию, не нуждающуюся в интеллектуальном обосновании. Нам же предстоит сделать эту идею центральным сюжетом национального сознания. Корневая суть задачи состоит в определении оптимального модуса самоорганизации общинной жизни и универсальной платформы взаимодействия на личностном и межобщинном уровне. Проект позволит соединить в киберпространстве с синхронным проецированием его на административном, правовом и социально-культурном уровне всю Диаспору. Институциональному единению Армянского рассеяния, наделённого необходимыми компонентами форм государственной самоорганизации, не создающей правовых и межкультурных линий разлома, нет адекватной альтернативы!
Перипетии исторической судьбы и её критические исходы нередко наступали помимо нашей воли. Собирание нации, как мега-задача, зависит исключительно от нас, нашего отношения и наших усилий. Трудно было бы переоценить значимость политического фактора единого Армянского мира. Единение требует действий и большего напряжения, но намного меньше, чем риск комфортного бездействия. Уклоняясь от вопросов судьбы, мы продолжим блуждать в океане истории, критически истощая ресурсы - время и этничность. В жизни сообществ, как и в жизни отдельных людей, бывают события и моменты особенной важности, они проявляются не так часто, но имеют решительное влияние на их будущность.
Мы переживаем такой момент. Дело лишь в том, обладаем ли мы ясной волей для правильного понимания своей истории?
Михаил Мелкикян
Октябрь 2020
Commentaires