Тема исторических потерь Армении неотъемлемо резонирует в сознании среднего армянина. Незалеченные раны Армении отождествляются с потерянными землями, уничтоженным населением, бедностью народа. Но обсуждение этих тем не заходит глубоко, в причинно-следственные вязи. Возврат земель обсуждается как очередность подачи блюд в ресторане. Завершает эту тему, конечно, Тигран Великий. Но в остатке – общая неудовлетворенность ходом армянской истории. И ни одной значимой концепции выправления хода истории. Если ошибаюсь, буду рад, если мне подскажут, где прочитать о ней. Из знакомства с историей других народов становится очевидной непреложность длительной подготовки населения к достижению поставленных целей, кропотливая работа со всеми слоями, скрытная, неоповещаемая подготовка руководителей отдельных этапов движения к цели, воспитание особого типа населения, способного достичь поставленной цели. Все успешные народы, так или иначе, проходили этот обязательный всеобуч, иногда длившийся сто лет и больше, приведший их, наконец, в некое состояние удовлетворенности своей историей. А с каким запасом идей намереваются армянские лидеры успокоить растравленную душу народа, резонирующую в унисон со своей историей, отравленной и внушающей надежду?
Назовем безотчетную тягу армян к исправлению своей истории армянским возвратным экспансионизмом. (См. например, «Армянскую армию на испуг не возьмешь: Нахичевань на очереди?»eadaily.com).В отличие от плоско-политических инсинуаций, изрыгаемых примитивным сознанием, даже армянского разлива, эта тяга не столько связана с интересами, жаждой мести, компенсации потерь, сколько рождается импульсом совсем другого рода. Все в мире циклично и все в мире фрактально. Если миру было необходимо появление армян, их культуры, устойчивое их существование в течение тысячелетий, значит, они выполняли важную функцию, потеря которой создает миру определенные неудобства. И точно то же самое можно сказать и о каждом другом народе, неумолчно и сосредоточенно выполняющем свою неосознанную до конца функцию, совмещаемую в конце концов с взаимодополнительными функциями других народов. Но все процессы цикличны, ослабление реализуемости одной функции, конечно, быстро приведет к замене одного народа другим, более успешным. Мировой организм подобен остальным организмам. Или же, если равноценной замены не находится, то восстановление потенций требуемого качества становится на повестку дня истории.
И тут приходит время размышлений, создания длительных программ, возрождения потерянных навыков, вплоть до создания нового народа, способного к той активности, которая принесла некогда свои плоды, и которая должна привести все на круги своя, как все природные и космические процессы возвращаются циклично в те же состояния, но на новом уровне.
В преддверии более серьезных трудов стоит поразмышлять немного об основных наших ошибках и нашей сильной стороне, которая и сегодня должна стать нашей опорой. История есть непрерывное повторение самое себя с подъемом на следующий уровень. В каждом историческом этапе вы встретите того же самого среднего армянина, который как крот в кромешной тьме, без устали кует собственное благополучие, почти не подозревая о мощных социальных механизмах, заставляющих его вести себя именно так. Откуда такая слепота?
А его не научили осматриваться, наблюдать за окружающей социальной жизнью, вмешиваться в нее, предлагать свои более приемлемые каноны, контролировать, в конце концов, все происходящее вокруг. Его обуздали призывами быть вне мирской жизни, передать ответственность за свою жизнь иным силам и институтам. Его обезвожили и обкорнали, социальную жизнь заперли под замок и отгородили мощными стенами, оставив за ним только неизбежные процедуры рождения и смерти. Его лишили права управлять своей жизнью. Найдите еще народ, так плотно запертый запретами, мелочным регулированием, скрытным подсматриванием и подслушиванием со стороны известных институтов, придавивших коленом духовную жизнь народа. Приезжая время от времени в Ереван, я удивлялся строгости мелочной опеки над поведением граждан, по сравнению с которым жизнь в других советских республиках казалась вольницей.
И как вы думаете, какие качества разовьются в первую очередь у находящегося в таком положении народа? Конечно, склонность к анархии, к беспредельной свободе, к непослушанию с детства и до самой старости. Жажда с порога отвергнуть все, что предлагают взрослые, стала генетической особенностью армянских детей. Одновременно, она же выполняет и своего рода защиту от манипулятивного, вовлекающего в непотребное поведение соблазна.
Но надо войти в будущее более экипированным, чем просто эмоционально пульсирующим. Программа возвратного экспансионизма требует деятеля совсем другого качества. Это человек, оторванный от земли, но наделенный духом проницательного благородства, неистового патриотизма, широты знаний, научного мировоззрения и беспрекословной и жесткой самодисциплины, требующий того же и от других. Этот человек нужен всем, независимо от территорий и национальной окраски. И он появляется как закономерное явление, как некогда рожденная планетой культура руководителей и организаторов – вождей человечества, не имевших над головой ни закона, ни приказа.Он немногословен, но взгляд его читает больше, чем успевают сказать собеседники. Он среди нас, но очень далек от нас по своему мышлению. В его голове носятся многочисленные планы по укрощению хаотичной социальной энергии, по переводу ее из деструктивной формы в конструктивную, всю до остатка посвященную культурному экспансионизму как закономерному колебательному циклу – приливу океанской волны. Он служитель этого космического явления – создания и бытования той, единственно возможной культуры, которая и сохранила планету для нас.
Исчезновение этой культуры, наконец, замечено. Та ложная и ограниченная непотребством концепция, которая держалась долго, но вконец исчерпала себя, с позором уступает свое нагретое место. Но кто, кроме нас способен ее возродить? Как должны мыслить люди, думающие о Целом? Как они должны устранять накопившуюся вредную для мира избыточную консолидацию зла и избыточную раздробленность добра? Какими организационными и политическими мерами? Не прикасаясь при этом ни к одной, бытующей в сегодняшних умах социальной теории и не используя даже общеупотребительные понятия, зараженные вирусом распада. Все заражено злонравием, намеренным причинением вреда и боли. Например, как превратить намеренно устрашающий вой сирен скорой помощи в источник побудительной энергии, которой, пока бесплатно, снабжают нас узколобые пассажиры верхней полки несущегося в пропасть поезда.
И дело не только в эффективных социальных институтах как факторах прямого действия, ответственных за бедность или процветание территорий. Эффективные институты — это не случайный параметр, который мог с равной вероятностью появиться у любого общества планеты, будь то Нигерия или Швеция. Конкретные «эффективные институты»: поддержание правопорядка, обеспечение выполнения договоров, защиту прав частной собственности, отсутствие коррупции, неприемлемость политических убийств, открытость торговле и движению капитала, наличие стимулов для инвестиций и т. д. – это отрывочные самостоятельные отдельные технологии, еще не скоординированные друг с другом в рамках осмысленного социального порядка, обслуживающего общие, а не частные интересы. Поэтому в дело наведения социального порядка вынужден вмешиваться мир (уже) организованной преступности, показывающий пример «разрешения споров» в пользу коллективного общака.
Сами институты формируются с помощью более мощного средства – социум позволяет или запрещает их функционирование. Следовательно, перестройка оказавшегося в брошенном состоянии мирового порядка опосредовано должна проводиться через социум. Без него, человек – ничто. Социум делает из него, как и из сотен организованных общностей, заказанное изделие, употребляемое по адресу. Если в этом блюде больше не нуждаются, то выбрасывают на помойку, не обязательно через вирусы.
Например, в Японии надпись на молочной упаковке включает три даты: не только истечения срока годности, но также изготовления и доставки в супермаркет. Производство молока в этой стране всегда начинается в первую минуту после полуночи — для того, чтобы партия, которую завтра утром отправят в магазины, была помечена сегодняшним числом. Если бы упаковка сошла с конвейера в 23:59, на ней нужно было бы проставить вчерашнюю дату, и назавтра ни один японский покупатель не стал бы ее брать. Социум так постановил, и все подчинились.
И здесь мы более подробно остановимся на важной роли социума, вычеркнутой из учебников и скрываемой на ограниченной местности уже сотни лет. Психологи бесцеремонно вытеснили социум из средств когнитивного самопостижения, ничтоже «сумлеваясь» в полной зависимости психологических построений от качества и типа окружающего социума. Даже медицинские диагнозы должны опосредовано учитывать специфику социума, к которому притерся организм. Поэтому, главное средство формирования нужного общества – тщательно отстроенный социум. Именно он определяет, что ищут в научных исследованиях – бесконечно малую и исчезающую частицу или модельную структуру того мышления, которое зациклено на поиске микрочастиц. Социум во многом имеет искусственное происхождение. Прополотый и очищенный от мешающих элементов, ежедневно состригающий сорняки и буйно растущие, обвивающие вековые деревья лианы, подпитываемый нужными и полезными витаминами. Ни одно слово, жест или интонация не должны нарушить движение по траектории, проложенной небольшой группой единомышленников. Не всегда известных и гражданам своей страны.
Много усилий потребует работа с массами. В спокойные и мирные времена изучение стимулов и мотивов, которые движут массами, не представляет никакого интереса. Социологическая бутафория повышенного интереса к мнению народа, из той же серии подрывной работы по заказу извне. Масса стремится опереться на коллективное сознание, как на спасательный круг, избавляющий от необходимости думать самостоятельно, поэтому она чувствует, думает и действует, совершенно четко повинуясь властным интонациям. Она действует не под влиянием логики, а на основе хорошо поданных «нужных» коллективных представлений, которые являются продуктами разработанных в тиши планов. Важно наличие в них общих коллективных представлений, которые передаются из поколения в поколения и пробуждают в отдельных людях определенные чувства. Внимание, скорее, надо обратить не на то, что побуждает массы к действию, а на то, хватит ли ей энергии для инсценировки нужной роли.
Но главная нагрузка в деле переформатирования истории ложится на интеллектуалов чистой пробы, свободных от прислуживания кому бы то ни было. Особенностью нового социума будет инверсия, во многом, прежнего порядка. Все – от нравов до юридических кодексов – трансформируется в прямо противоположном ценностном порядке. Вместо угодливых, безынициативных исполнителей открывается пространство действия противоположным, инициативным, имеющим свои прожекты кадрам. Но умеющим держать свое слово. Без него социум мгновенно разрушается. Даже воровской мир давно понял важность последнего правила. Вместо идеологии подчинения – поощряется умение управления. Может быть, удастся убедить и церковь - сменить идеологию пассивности на активное вторжение в светский мир и его переустройство на базе обобщенной армянской культуры, неразделимой от учета Целого. И предложить ей более целостное учение-идеологию - Гермеса, с которого, собственно и началось становление армянской средневековой культуры. (См. Aelita DOLUKHANYAN. THE MAIN THESES OF THE ARMENIAN TRANSLATION OF THE DEFINITIONS BY HERMES TRISMEGISTUS https://sites.google.com/aspu.am/ernest-grigorian/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8/aelita-dolukhanyan-the-main-theses-of-the-armenian-translation-of-the-def?authuser=0
Э. ГРИГОРЬЯН. ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АРМЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ МЫШЛЕНИЯ http://crossroadorg.info/grigoryan_7/ )
Все заповеди есть выражения простых социальных технологий, влияющих заданным образом на состояния социума. Изучайте социологию, следите за социумом, делайте самостоятельные выводы и вторгайтесь в социальную жизнь, не оставляя ничего вне вашего внимания. А заповеди – лишь для предварительного знакомства с социумом как явлением. Ведь прикосновение к огню мгновенно формулирует правильный вывод. Каждый вправе “разработать” свои “заповеди”. В этом смысл нашей концепции самостоятельности социума и его тенденции на увеличение разнообразия. Все элементы и грани социальной энергии должны быть задействованы в приливной волне. Поставленная задача распространяется на весь мировой социум. Как построить его? На каких правилах и законах? Предыдущий мировой порядок окончательно разрушен. Не может быть и речи о возвращении к обветшалым понятиям экономического антагонизма.
Китайский мир давно разрешил эту задачу. Там давно поняли, что двигателем прогресса является не столько человек, сколько правильно построенный социум. А главная опора социуму – тщательно отработанный ритуал. Который не вызывает споров и просто диктует общающимся беспрекословные правила поведения. Например, сила ритуала во французском обществе некогда обернулась ироничным эпизодом. Испанские Гранды одержали победу при Павии и взяли в плен французского короля. Им захотелось поиздеваться над поверженным монархом: пусть он войдет в дворцовую залу без головного убора и поклонится им. Но король отказался пойти на это унижение. Тогда Гранды приказали мастерам прибить посредине дверного проема планку. Теперь король не сможет войти в зал, не наклонившись. Что делать королю, чтобы не потерять своего достоинства? Король сохранил свое достоинство, еще и оскорбив противника. Он, конечно, вынужден был наклониться, но вошел он при этом задом вперед.
Кто будет решать серьезную задачу эскалации армянской культуры, воспроизводимой через обобщенные ритуалы? Сегодняшнее армянское мышление плавает в бесхитростных лужах простодушного обмана. Ей еще надо разобраться в простых информационно-пропагандистских вопросах, которые, кажется, не вызывают беспокойства ни у кого. Например, чтобы провести Интернет вам предлагают дополнительно пакет программ НТВ, без них Интернет не проводят (фирма ЕФНЕТ (www.fnet.am)). Представьте себе такую абсурдную ситуацию: армянская фирма проводит в Азербайджане Интернет, но только с условием трансляции пакета армянских телевизионных программ. Не описываю далее реакцию граждан Азербайджана. А какова реакция армян на то, что НТВ как сугубо либеральная, почти антироссийская компания, управляемая извне, сеет в Армении антироссийские настроения, пользуясь информационной девственностью наших граждан? А кто дал лицензию этой фирме? Такое впечатление, что если негр надел майку с надписью "блондин", то его и записывают блондином.
Сегодня интенсивное общение с армянами диаспоры, наконец, начинает пробивать у местных армян РА понимание значимости их коллег в диаспоре, почти приближающейся к ежедневному подвигу во имя сохранения армянства. Когда-нибудь за жизнь в диаспоре армян начнут награждать орденами и медалями РА. Когда строительный рабочий, или сантехник заламывает цену за свою непритязательную работу переехавшему в Ереван армянину, он не представляет, что благодаря усилиям этого армянина в Москве или Сиэтле, и тысячам таких армян сама Армения, и в частности, этот сантехник, еще сохраняют свой достойный образ в глазах иностранных граждан. Учет этой взаимоподдержки создает более сильный социум. Но слишком много сорной травы понанесли в мозги вчерашнего деревенского жителя, чтобы он смог быстро ее переварить. И, к сожалению, говорить учатся быстрее, чем думать.
Прежде всего, нуждается в рассмотрении понятие общей для всех армян истории.
Известно, что рост и расширение всего осуществляются через универсальный принцип самокопирования по образу и подобию, механизм которого субстанционально заложен в культуру и передаётся всем последующим поколениям. В этом плане все армяне обладают Фрактальной Тождественностью на всех уровнях своей фрактально-голографической истории. Каждый родитель заинтересован в самокопировании через свое потомство. Даже общества следуют этой схеме. Но все прекрасно видят, что этот принцип копирования неоднократно и самым явным образом нарушается. Потом родитель удивляется: откуда у детей такие поступки. Но ему невдомек, что здесь социум выполняет свою решающую роль через фрактальную составляющую. Нить фрактала продлилась еще на одно поколение. Он (фрактал) следит за нужным разнообразием, запрещая родителю передавать отработанное прошлой эпохой содержание, нуждающееся теперь во фрактальной инверсии. А детям воспринимать его. Следовательно, не столько генетика, сколько социум отвечает за направления развития мира, в том числе. А с остальными народами, вышедшими из Армянского Нагорья, армяне находятся во Фрактальном Подобии, которое проламывает все лживые построения закупленных на корню «национальных историков» других стран, замалчивающих эту общность культурного происхождения.
Глядя на любого человека можно попытаться увидеть его будущее поведение в сотне различных возможных контекстов, предугадать его реакции. Еще более доступно прогнозу поведение всех народов. Если люди и народы меняются, то только потому, что они проходят свои закономерные фазы циклов, которые надо изучать и использовать в социумной политике. А циклы имеют более устойчивое существование. Китайский, индийский, японский социумы не поддаются легкому изменению. На что надеялся скудный мирок глобализационного проекта, когда он вознамерился подчинить себе весь мир?
Повсеместное присутствие Фрактального подобия подводит к тому, что универсальная социальная энергия структурирована по комплементарному принципу, иначе говоря, чем более развита и сильна одна тенденция, тем более равной ей по силе должна быть противоположная, дополняющая первую до упущенных аспектов Целого. И этот новый каркас становится базовой основой нового мирового порядка, а его Образцы и Шаблоны внедряются, или точнее вползают в бессознательное поведение граждан, которое социологи должны изучать как присущий данной фазе конфигуративный шаблон. Именно в формате циклично-ритмичных процессов трансформации социума вместе со всеми алгоритмичными преобразованиями, не оставляющими в покое ни одно состояние, и предлагается рассмотреть будущее армянской истории. Здесь предложен возможный инструментарий для дальнейшего исследования. Желающие продолжить его могут связаться с Научно-образовательным медиа-Центром ОРИОН.
Э.Р.Григорьян
Comments