Все, что создается – обязано энергии. Экономическая теория должна быть дополнена теорией социальной энергетики. В общественной сфере эта энергия тотально носит характер социальной, т.е., опирается на активность людей при умелой их организации. Чем больше созидательной энергии проявляют люди, тем сильнее общество и сопутствующее ему государство. В идеальном варианте – каждый человек должен жить на максимуме возможного проявления своей созидательной энергии. Но это может произойти только при правильной организации общества. Рабы тоже тратят максимум возможной энергии, но они вовсе не рады этому и при любой возможности склонны к разрушению ненавистного им порядка. Любой аморальный бизнесмен тоже склонен выжимать из своих работников последние капли пота. Но он вовсе не способствует усилению и укреплению общества, как верещат безумные рыночные теории экономики. Следовательно, речь не может идти о «потовыжималках», а о той организации общества, которая не создает несправедливого распределения социальных благ и заинтересована в производительных отдачах каждого члена общества. Можно назвать это явление феноменом полной занятости населения. Здесь неработающий человек подобен моту-транжире, безрассудно расходующему полученное наследство. А оно получено при помощи общества и каждый внес свою лепту в его существование.
Нечто подобное существовало в советском варианте и до сих пор существует в Белоруссии, где не работающие и не желающие работать люди называются тунеядцами и подлежат судебному преследованию. Чисто математически такое государство обладает наивысшим коэффициентом полезного использования социальной энергии. И в принципе такое государство потенциально обладает наивысшей социальной энергией (мощью), относительно заданного числа жителей. Но только при наличии сравнимого с другими государствами образования. Тогда все остальные государства будут иметь более низкий коэффициент полезного использования социальной энергии при заданном числе жителей.
Главную роль в правильном распределении социальной энергии играет, конечно, государственный институт. Основная его задача— направить социальную энергию на развитие общества, выбрать главное русло, направление. Естественная многовекторность развития всегда сопутствует реализации этого вектора, обеспечивает наполнение самого главного русла, выбранного базисного направления.
Но жизнь диалектична и противоречива. То, что правильно и плодотворно, вызывает у соперников ревность и жажду заимствования. В государственных отношениях, как впрочем и во всех остальных, надо вводить различение внутреннего и внешнего субъекта. Внутренний субъект заинтересован в приращении богатства и силы родному обществу, внешний субъект его разрушает и изымает все, что можно, в пользу своих хозяев из другого общества.
Энергия взаимосвязей людей в социуме, каждый из которых наделен своим собственным опытом, знаниями и умениями, не прибавляется механически, находя разрешение в законченном действии, в новом социальном явлении или процессе. Но она значительно преумножается совместной инициативой или продуктивной деятельностью только при правильном знании, как социальном, так и техническом. Вот это – правильное знание - и есть основное поле бескомпромиссной и циничной войны между внутренним и внешним субъектами по поводу социальной энергии населения. Небольшое изменение в утверждениях, даже замена запятой, перебрасывает огромные объемы социальной энергии с одной цитадели на противоположную. На страже правильного социального знания исстари стояли особые люди, пользующиеся почетом и уважением как «спасители» обществ, но по мере возобладания внешнего субъекта такие люди были уничтожены и заменены муляжами-указателями. И огромная созидательная энергия населения покатилась по чужому адресу. А свое общество поникло в разгуле животных страстей, и единственным регулятором общественной жизни нашло инстинкт и жажду обладания. Выше материальной энергии такое общество не сможет подняться, все оценивается в товарах или деньгах. А если и возникает тяготение к социальности, то оно реализуется вне рационального, сознательного мотива, на уровне инстинкта объединения.
Но в обществе людей главную роль играет регулируемая социальная энергия, организующая все другие виды энергии. И в зависимости от ее направленности или эффективности все материальное может играть положительную или отрицательную роль. Это совсем другой вид осознания себя — в качестве элемента социальной энергии сообщества, преодоления общих трудностей, принятия коллективных решений, неразрывной своей связи с другими и разделяемой с ними ответственности.
Социальная энергия является положительной, когда держит общество в гармоничном колебании. Общество всегда пребывает в каких-то кризисных состояниях, но если эта флуктуация в норме, то речь идет о положительной социальной энергии. Главную роль играют регуляторы социальной энергии – философия, социальные теории, понятия и идеи, лозунги и политические разработки, мораль, юридические законы и т.д., короче – вся духовная сфера, или интеллектуальный потенциал.
С его помощью в обществе формируется некий заряд — появляется какой-то свод идей, воплощаемый далее в волевую энергию. Далее эта энергия должна превратиться в движение, в действие в социальном плане. Здесь важно умение поставить задачу, использовать идею или инновацию, разработать план осуществления этой задачи, привлечь людей, ресурсы — и, в конечном счете, довести все это до конца. При этом, помимо создания условий для высвобождения социальной энергии нужна воля к инновациям, отказ от патернализма, принятие на себя ответственности, и, следовательно, создание новых общественных организаций.
Но если идея ложная, подсунутая конкурентами или просто врагами, то вся энергия уходит впустую, если не разрушает еще и существующие накопления. Каждая социальная энергия связана с пороговыми значениями социальных изменений, если она выходит за пределы нормального колебания, то это разрушительная энергия, выходящая за пределы разумного, нормативного существования.
Рассмотрим управление социальной энергией на примере теоретических представлений о безработице и занятости.
Например, если безработица, по мнению экономистов, колеблется в пределах 4–8%, это считается нормой. Если опускается ниже 4% — это плохо, потому что тогда исчезает конкуренция. А если превышает 8% — начинаются социальные протесты и рождается негативная, разрушительная, деструктивная социальная энергия. Насколько правильно это суждение? Ведь оно служит неким оператором перевода общества из одного состояния в другое, считающееся лучшим ( в рамках выбранной прогрессивной программы). В этом проекте перевода работает также волевое начало, организующее все виды энергии, дабы перевести их в "рабочее" состояние для достижения цели.
Мировая практика борьбы с безработицей выявила сложнейшую проблему экономической политики – как содействовать росту занятости, не стимулируя инфляцию. Долгое время в проведении политики занятости использовалась закономерность связи безработицы и инфляции. В политике занятости преследовалась цель как можно больше сократить уровень безработицы за счет ослабления контроля над инфляцией.
Рассмотрим более внимательно эту политику. Значит рост числа работающих, что должно способствовать увеличению богатства страны, неожиданно приводит к падению стоимости денег, т.е., инфляции. Как это может быть? Выскажем пока гипотезу: управление деньгами находится в ведении внешнего субъекта, который естественно препятствует развитию страны. Чем больше работающих в данной стране, тем ниже намеренно опускается стоимость функционирующих в экономике денег и, следовательно, тем ниже становится совокупный доход. Чем не война внешнего субъекта против внутреннего? Пусть даже, не объявленная. Но никто не обязан просвещать конкурента, это его собственная задача.
На практике в 70-е годы эта политика внешнего субъекта (того, кому принадлежат деньги) вызвала рост безработицы и всплеск инфляции. Поскольку при инфляции и постоянном уровне зарплаты уменьшается объем возможного потребления населения, то производство сталкивается с перевыпуском товаров, вследствие чего принимается решение о необходимости его сокращения. Что соответственно увеличивает безработицу. А обнищание людей еще сильнее сокращает их потребление. Экономика оказалась в порочном кругу стагфляции – одновременного развития двух негативных тенденций: роста безработицы и инфляции.
Мы видим, что неверные меры против безработицы вытекали из неправильной трактовки этого явления. А оно вытекало из подставленной владельцами денег неверной экономической теории. Ведь они же не будут раскрывать секреты своего шулерства. Наивный подход к государственному регулированию занятости показал неэффективность применявшихся методов борьбы с безработицей, необходимость поиска других подходов в политике занятости. Но были потрачены значительные средства, социальная энергия населения была израсходована впустую и, помимо этого, понизилась воля людей, их вера в возможность нахождения правильного выхода. К тому же эмпирически прослеживалась абсурдная тенденция – при попытке стран снизить безработицу ниже 5 % – т.е., интенсифицировать производство – в большинстве из них возникали серьезные трудности в экономике, которых не должно было бы быть при логичном раскладе явлений. Но зато внешний субъект блестяще провел свою операцию по сокращению социальной энергии чуждого ему населения.
Напуганные непонятными явлениями в экономике, демократически избранные беспомощные правительства, в бессильных своих метаниях принимают решение – а точнее, их к этому принуждают крутые международные финансовые институты – владельцы всех денег: не вообще изжить безработицу, а снизить ее до естественного уровня, сократить длительность безработицы, не допустить ее хронического характера, удержать безработицу на социально допустимом уровне, применять инфляционно «безвредные» методы борьбы с безработицей, обеспечить социальную защиту безработных. Вот так ставятся на колени малограмотные политики, которых возносит на вершину специально для этого внедренная процедура демократического голосования. Они поощряют выкидывание людей на улицу «на социально допустимом уровне» и ни в коей мере не вмешиваются в секреты добывания денег, т.е., не трогают инфляцию. А не выполняют ли они заказ другой страны, нуждающейся в квалифицированных кадрах?
Осталось еще при исследованиях структуры ДНК или следствий ядерного синтеза ставить эти вопросы на голосование перед собравшейся уличной толпой.
Хотя не дезинфицированные дезинформацией мозги поставили бы простую стратегическую задачу государственной политики занятости – создание условий для устойчивого роста эффективной занятости. В пределе – надо всех трудоустроить. А при наличии хоть одного безработного его берет в свою семью на содержание министр экономики или социального обеспечения. В государственной политике занятости не могут не учитываться качества мозговых извилин чиновников, принимающих решения по совету извне.
Можем помочь им с правильным и сберегающим ориентированием социальной энергии. Нужно организовать обучение и переобучение работников и безработных, исходя из намечаемых структурных изменений в экономике. Этими мерами повышается конкурентоспособность работников на рынке труда, формируется структура предложения рабочей силы, адекватная требованиям гибкости рынка труда. Основная задача активной политики занятости – предотвращать, уменьшать безработицу, сокращать ее длительность, содействовать структурным преобразованиям, более высокому и стабильному уровню занятости.
А принятая пассивная политика занятости сосредоточена на мерах социальной защиты, предоставлении пособий безработным, материальной помощи длительно неработающим – все это только замораживает социальную активность населения, т.е., не задействует потенциальную его энергию. Это подталкивает социум к точке бифуркации, накоплению социального и гражданского протеста. Социум впадает в безволие, или просто не знает, что делать с будущим, а значит — продуктивно приложить энергию. Это и есть проявление действия точки бифуркации. Но сила волевой энергии в том и заключается, что даже из точки бифуркации она выводит общество в новое нормальное перспективное русло.
Тогда социальная энергия вспыхивает в конструктивном контакте, в плодотворном столкновении, в побуждении человека к активности, к принятию на себя ответственности (авторства) за свой выбор, к постановке собственных целей и актуальных задач. Социальная энергия — это сила и крепость, которые люди могут взаимно давать друг другу. Передавать (другому) социальную энергию не означает ничего иного, как понимать этого другого, проявлять интерес к нему, участвовать в его жизни, серьезно к нему относиться, входить в его опасения, заботы, трудности и давать тем самым ему то, чего он, возможно, никогда в жизни не получал. Социальная энергия — это психическая энергия, которая возникает на основе межчеловеческих отношений, связанных со значимыми (для данного человека) контактами. Лишаясь социальной энергии, человек умирает, если он не располагает или еще не располагает силами и возможностями сам для себя эту социальную энергию добывать.
Э.Р.Григорьян
Comments